{{game.date.format('ddd, DD MMM')}} завершен
{{game.DisplayDateTimeMsk}}
{{getOnlineDesc(game)}}
  • --
  • --

Николай Галаев: «Как только Вадеева с Мусиной вошли в зал на первом Финале, стало ясно, что это будущие суперзвезды»

Чт, 01 марта 2018 2018

Николай Галаев: «Как только Вадеева с Мусиной вошли в зал на первом Финале, стало ясно, что это будущие суперзвезды»

Чт, 01 марта 2018

Завтра начинается Финальный этап первого из десяти Первенств России сезона-2017/18 – среди девушек 2001 года рождения. Перед стартом решающих стадий о детских российских турнирах рассказал руководитель отдела РФБ по организации и проведению детско-юношеских соревнований Николай Галаев.

От магистра права к детскому баскетболу

- Как вы вообще начали заниматься организацией детских турниров?

- В разных ипостасях для меня этот сезон уже двенадцатый. А на самом деле получилось все как всегда спонтанно. Учился на юридическом факультете Российского университета дружбы народов. Когда пошел в магистратуру, выбрал направление «спортивное право». Мне всегда было интересно все, что связано со спортом. Постоянно следил за командой отца (Игорь Галаев – заслуженный тренер России, многократный чемпион Первенств России с командами СШОР №49 «Тринта» им. Ю.Я. Равинского, воспитавший таких игроков национальной сборной, как Дмитрий Домани, Сергей Быков и Сергей Карасев. – Прим. Russiabasket.ru). Даже после того, как сам перестал всерьез заниматься баскетболом.

На поздних курсах решил найти постоянное место работы. И так получилось, что в тот момент была организована Молодежная баскетбольная ассоциация. В свой первый сезон-2005/06 она проводила Кубок МБА – был такой турнир для отдельно взятой возрастной категории, для юношей и девушек 1993 года рождения. Отец (он работал в МБА по совместительству, был как бы спортивным директором) сказал, что в этой организации есть вакансия – обширная, позволяющая заниматься как спортивной частью, так и с уклоном по юридическому направлению. И после встречи с руководителем МБА Виктором Александровичем Двуреченских меня взяли на работу.

Первый сезон работал на полставки. Помогал отцу в составлении расписаний, отслеживал результаты. Начиная с сезона-2007/08 – уже на постоянной основе, так как закончил магистратуру.

- Чем вас привлекло именно это направление?

- Меня всегда привлекало проведение соревнований. Именно тогда мы только начали внедрять ведение статистики. Позже появилась возможность вести ее он-лайн. У МБА был сайт, свой форум, и за все это я отвечал. Много общался с людьми. Было интересно их мнение о качестве проведения соревнований, о проблемах. Существовала как бы «обратная связь», и на любые неудобные вопросы я старался отвечать открыто и честно. Много узнал о «болевых точках», что потом помогло в работе. Мы не делали вид, что у нас все хорошо. На первых порах было очень много негатива.

У МБА был договор с Российской Федерацией Баскетбола. И каждый сезон мы забирали себе новую возрастную категорию, спускаясь вниз на один год. В результате к концу моей работы в МБА получилось так, что мы стали проводить турниры во всех пяти возрастах – четыре Первенства России и один Кубок МБА.

Наш договор на 5 лет был заключен с РФБ, которую тогда возглавлял Чернов. А когда пришел Красненков, он захотел собрать все соревнования под крыло Федерации. Сказал, что договор не будет продлять, но готов взять трех сотрудников в отдел детско-юношеских соревнований. Так в РФБ появился Дмитрий Ященко – нынче директор СШОР «Тимирязевская». Он руководил этим департаментом, а через сезон стал спортивным директором РФБ. Отец был главным специалистом, я – самым младшим. И продолжили работу в РФБ – с уклоном на еще большую информативность. На поздних стадиях стали заниматься организацией видеотрансляций. Одна из первых была с финала 1996 года рождения в Перми в сезоне-2010/11 – еще когда работали в МБА.

Идеальные условия Карасева и характер Кулагина-младшего

- С какого возраста можно понять, что из ребенка вырастет звезда? И возможно ли это вообще понять?

- Из того, что видел я, по детям понять очень сложно. Если взять тех, кто вырос на моих глазах – тот же Сергей Карасев, по Первенству России были игроки, которые играли круче него, были интереснее. И не только из Москвы. Были сильнее по всему - по игре, по результативности, выше ростом, не хуже в понимании игры.

Очень важный момент – переход из детского баскетбола во взрослый. У Карасева были идеальные условия. Когда он играл за «Тринту», мой отец заботился о его здоровье. Никогда не перегружал. При малейших травмах или повреждениях не заставлял насиловать свой организм. А когда Сергей перешел в «Триумф», который возглавлял его отец, Василий Карасев, сложился идеальный случай: на каждом этапе тренеры были заинтересованы в том, чтобы сохранить и его здоровье, и талант, но при этом дать максимальную возможность для карьерного роста.

С детских лет талант позволял Карасеву-младшему играть против тех, кто старше него. Но есть многие ребята, которым не хватает доверия. Важный момент – чтобы молодой игрок не «пересидел». Может быть, для этого стоит уехать в более слабый клуб, в низшую лигу, но главное - играть. Играть против мужиков.

Сейчас существует проблема у U20 – порой игроки не хуже тех, кто играет в Первом дивизионе Суперлиги. Но единственное, в чем мы проигрываем иностранным юношам – в уверенности в себе. Потому что соперники уже 2-3 года играют во взрослых лигах, имеют профессиональные контракты и понимают, что такое реальная конкуренция. И играют как мужики.

- Кого помните из нынешней сборной – из тех, кто стал игроками национальной команды?

- Мишу Кулагина. Диму нет – он все-таки постарше. А Миша очень сильно выделялся – и уже тогда был индивидуально сильным игроком. Да, был с характером, и именно из-за него был неудобен для тренеров. Но в плане игры это очень заметная личность. Может, выделялся не так, как старший брат, но в своей категории был очень заметен.

И еще, конечно, Стас Ильницкий. Он – лучший пример того, когда трудолюбие позволяет добиться максимального результата. По детям всегда был очень заметен. Воспитанник Виктора Николаевича Шведа – отца Алексея. Потом переехал в «Химки» - уже на поздней стадии, вдоволь наигравшись в своей родной команде, в Белгородской области. В «Химках» Стас стал прогрессировать дальше, и именно своим упорством пробил себе дорогу к тому высокому уровню, на котором сейчас играет.

Штамповать трипл-даблы Вадеевой было неинтересно

- Когда стало ясно, что из Вадеевой и Мусиной вырастут суперзвезды?

- Как только они вошли в зал на самом первом Финале! Все стало ясно с первой же минуты. На самом деле, сложился уникальный случай. Даже когда один игрок такого уровня есть в детской команде, это уже чемпионство с вероятностью 99,9 процента. Они же вдвоем могли обыграть кого угодно. Учитывая и то, что они играли частенько на год старше и там становились чемпионами с Московской областью.

Первый финал, помню, был в «Тринте». Тогда у нас сократился штат в МБА, и мне приходилось писать новости на сайт. Хорошо помню, что на том Финале Вадеева несколько раз сделала five-by-five. Трипл-дабл? Это было уже неинтересно. Что было важно: Маша выделялась не только в атаке, но и в защите. Это очень командный игрок. Она делала очень много блок-шотов, никогда не передерживала мяч, всегда делилась атаками с партнершами. Рая, конечно, тоже была на виду, но по физическим кондициям Маша ее превосходила. Особенно это было заметно по детям.

Думаю, такой сформировавшийся тандем у девчонок мы точно нескоро увидим. Где бы они не играли – всегда были первыми. Один раз не заявились по 1998 году рождения – только потому, что играли за 1997-й. Они четырехкратные чемпионки среди 1998-го года и двукратные среди 1997-го. И, естественно, там, где играла Маша, она почти всегда была MVP. Один раз приехала на Финал позднее, и тогда самым ценным игроком была признана Даша Курильчук, которая отлично провела весь турнир.

Слагаемые успеха - характер, талант и желание постоянно совершенствоваться

- Сейчас есть такие дети, о которых вы можете сказать – это будущие игроки национальной сборной.

- Многое зависит от физической одаренности. С той же Камиллой Огун было сразу понятно, что если не будет травм, из нее получится очень неординарный игрок. В раннем возрасте она играла на позиции четвертого «номера» - потому что одарена физически и была лучшей по подборам, даже играя за команду на два года старше. Это было еще за Белгородскую область. Но, слава богу, как только Огун переехала в Видное, ее сразу стали использовать «в поле» - вторым-третьим «номером». Да, несколько сезонов ей было тяжело перестроиться – на бросок, на другую систему игры в нападении. Но в итоге из этого вышел толк, и уже в 18 лет Камилла привлекается к национальной сборной.

Сейчас такие игроки тоже есть. Их, может, не так много, но они на виду. Только имена называть не буду. Не хочется, чтобы с кем-то это сыграло «злую шутку». У девочек разглядеть талант проще. У мальчиков посложнее. У них часто бывает, что все сильно меняется в 17-18 лет. Бывает, что при наличии хороших физических кондиций игрок прибавляет из ниоткуда. Но даже при наличии роста и таланта очень многое зависит от характера. Как бы это странно ни звучало, парням порой характера и не хватает.

- Что необходимо для того, чтобы после детского баскетбола хорошо заиграть на самом высоком взрослом уровне?

- Характер. И желание всегда стремиться к чему-то лучшему, совершенствоваться и никогда не останавливаться на достигнутом. Проблема в чем: игрок может начать выделяться, и ему покажется, что он уже «великий». Сразу начинает меняться поведение, отношение к тренировкам и играм, и такие дети останавливаются в своем развитии.

Когда они приезжают на международные соревнования, там никто никого не боится. А уж нас в последнее время – тем более. Особенно у мальчиков. И если перебороть этот психологический момент – стремиться к совершенству каждый день, каждую тренировку, это станет залогом успеха.

Я видел это, когда тренировался сам. Были более талантливые партнеры, но заиграли те, кто «пахал». И мне сейчас было бы проще сказать, из кого будет толк, если посмотреть, как они тренируются, как относятся к процессу. Это очень важно. Плюс, конечно, многое зависит от тренера, доверия, попадания в «свою» команду. Правда, только «гладить по головке» нельзя. Нужно понимать, что порой, когда тренер кричит, делает какие-то оргвыводы, это может стать большей мотивацией, чем похвала. Когда у нас будет достаточное количество людей, которые это понимают, внутренняя конкуренция тут же позволит сделать резкий скачок в подготовке всей системы в целом. Сейчас же мы в некотором состоянии застоя: каждый – и тренер, и игроки - находится на своем уровне, чем-то доволен и нет стремления двигаться вперед.

- Одного таланта в любом случае мало?

- Да. За счет таланта можно играть только до определенного уровня. Современный спорт стал отличаться большими физическими нагрузками. И на одном таланте подготовиться к ним, к тем требованиям, которые есть (большое количество игр, переезды, перелеты, смена часовых поясов), невозможно. Необходимо следить за своим питанием, за режимом. Иначе выбиться на уровень условного Дончича или Мусы нереально. По таким игрокам видно, что у них четко расписан график всего. А на чемпионатах Европы это видно особенно хорошо: в других сборных дети уже ведут себя как профессиональные спортсмены. Понимают, что если сегодня в чем-то нарушат режим, то завтра на площадке «бензина» хватит не на 30 минут, а на 20.

Сейчас на каждом юниорском Первенстве Европы сидит минимум по 20 скаутов – в том числе, и из НБА. Даже на матчах дивизиона В. Я был этому очень удивлен. Но если посмотреть на сегодняшнюю НБА, там есть игроки, например, из Австрии и Швейцарии – то есть из сборных, которые вообще никогда не играли в дивизионе А.

География постоянно расширяется. Того же Маркканена видел не раз. И по нему сразу было видно, что это игрок для первого раунда драфта. С таким ростом он уже тогда обладал хорошим дальним броском, подвижностью, не свойственной «большим». А это очень важно, когда ты в дуэли со своим оппонентом имеешь в чем-то микропреимущество. Это как раз то, над чем необходимо работать, чтобы не останавливаться в своем баскетбольном развитии.

В Европе и во всем мире игроки стараются работать над своими слабыми сторонами. У нас же развивают только «плюсы», а «минусы» никто не устраняет. Но это, к сожалению, стало легко биться. Разбирают твою игру «по косточкам» и наносят удар по уязвимым местам.

- На детском уровне велика роль звезды? Или все равно всегда выигрывает команда?

- Как раз на детском уровне большую роль играет настоящий лидер. Часто бывает, что если такой игрок переезжает из своего региона в Москву, Питер или Краснодар, его команда сразу «проваливается». Но есть и обратные примеры. Одна команда в этом сезоне меня очень сильно удивила, поэтому назову ее. Это Волгоградская область у девчонок 2003 года. Два лучших игрока уехали в Москву, однако это не помешало команде довольно хорошо выступить в Полуфинальном этапе и обыграть сильных соперников – ту же Москву-2. Хотя потеря двух безоговорочных лидеров именно у девочек обычно фатальна.

Аншлаги в «Тимирязевской»

- Насколько велик интерес к Первенству России?

- Довольно высок. Не раз после окончания сезона изучал статистику посещения разделов на сайте РФБ. И у детей по сравнению с Суперлигой она выше.

Правда, здесь, конечно, все просто. За детьми больше следят родители, бабушки, друзья. Хотя когда Финалы проходят в той же Москве, в «Тимирязевской» на решающих играх сесть негде. Странно, но в регионах так происходит не всегда. Точно не знаю, с чем это связано. Где-то команда хозяев не является фаворитом. Да и работают взрослые, наверное, больше, чем в центральных городах – и в выходные, и на нескольких работах.

Самое большое стечение народа на моей памяти – Финал Первенства России 1993 года между Москвой и Московской областью в сезоне-2010/11. За первую тогда играл Карасев, за вторую – Трушкин. Игра проходила как раз в «Тимирязевской», и там не было места даже для того, чтобы встать на балконе. Второй и третий ярусы были полностью забиты людьми. Человек 700 точно было – при условии, что сидячих мест где-то 350-400.

А сам матч стал одним из самых ярких на тот момент. Посещаемость, старший возраст, юноши, огромное количество бросков сверху, «трешек» и, как следствие, результативность под 100 очков. Плюс интрига была до конца, с «валидольной» концовкой. Это мечта, чтобы таких матчей становилось больше.

- Выиграл-то кто?

- Московская область. Не Карасев. Он всего один раз был чемпионом России – в среднем возрасте.

Переезжать лучше не раньше 16 лет

- Не секрет, что Москва, Московская область и Санкт-Петербург забирают к себе лучших игроков со всей России. Насколько велика эта проблема?

- Сейчас уже не только Москва с Питером и Московской областью – присоединился Краснодарский край. Проблема состоит в том, что порой, как бы это грустно ни звучало, дети используются как «пушечное мясо». Кого-то взяли, трех отправили домой, взяли трех других и так далее. Не всегда все задумываются о вопросах воспитания, образования. В идеале нужно прийти к тому, чтобы помимо спортивного перехода было понимание, что это не просто «заселили» ребенка. Должно иметь значение и то, что с ним будет дальше, как будет учиться и воспитываться. Сложный вопрос, и ответ на него не всегда однозначный.

Я, например, не понимаю, когда родители везут детей в 12-13 лет. А есть и такие примеры. И чаще всего дети не выдерживают двух-трех месяцев. Такое ощущение, что это их последний шанс.

Хотя есть и обратные примеры. Когда ребенок приезжает в самом раннем возрасте, и у него все получается. Как у Ксюши Левченко. Она переехала из Тынды в Видное в совсем юном возрасте. Но тут причина другая: в Тынде у нее не было возможности участвовать в соревнованиях. И не будь переезда, игрок бы пропал. Это тот вариант, когда ребенка вытаскивают не только для того, чтобы он тренировался, но и играл. А когда переходы из Екатеринбурга или Перми… Соревнований же достаточно, и до какого-то возраста было бы логично, чтобы дети развивались в родном городе. Развитие игроков идет своим чередом. Тренер уже «довел» ребенка до определенного уровня, его команда обыгрывает сильных соперников. В этой ситуации переезд в другой город может оказать негативное влияние.

- На ваш взгляд, существует оптимальный возраст для таких переездов?

- В 16, в крайнем случае - в 15 лет. Когда возраст подходит к ДЮБЛ. И нужно выбирать: либо ты учишься дальше, либо делаешь ставку на то, чтобы стать профессионалом. Тут уже и ребенком сложно назвать – приближается совершеннолетие, и человек должен сам понимать: ему надо учиться, надо следить за собой. Но в 12-13 лет… Да, бывают сознательные дети, однако чаще всего в отрыве от дома за ними никто следить не будет.

- Что ждать самого интересного от предстоящих Финалов этого сезона?

- По младшему возрасту сложно сказать – я их еще толком не видел. А про более старших… Интересно, сможет ли Анастасия Олаири Косу в этом году также доминировать среди 2004 года рождения, хотя сама она 2005-го. По 2003-му видно, что ей тяжело – эти дети уже прибавили в физических кондициях.

Будет интересным Финал у мальчиков 2002 года – сильно обновился состав участников, появилось много «темных лошадок». Призеры, наверное, окажутся те же самые, но вопрос в том, кто еще сможет претендовать на выход в полуфинал.

В старшем возрасте интересны классические противостояния – Москва, Московская область, Санкт-Петербург. Как эта «большая троица» разберется между собой? Уже на этой неделе стартует первый Финал – у девушек 2001 года рождения. Наверняка будет доминировать Питер, а Москва с Московской областью будут стремиться отнять у него «корону». Тем не менее, нигде нельзя сбрасывать со счетов такие команды, как Краснодарский край, Самарская область, Курская область. Они обязательно вклинятся в борьбу за медали в разных возрастных категориях.

- Вероника Павлюченко в прошлом году была MVP сразу в двух возрастах. Что ждать от нее в этом?

- У нее по ходу сезона были травмы. Посмотрим, насколько она сможет проявить себя. Но здесь как раз тот случай – совпадение характера и умения. Дай бог, чтобы здоровье позволило Веронике прогрессировать. Основные составляющие для роста у нее есть.

КОММЕНТАРИИ (0)

Ответ пользователю

Отмена
Редактировать Удалить
Ответ пользователю :
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизация