
Открывая мероприятие, президент Специальной Олимпиады России Ольга Слуцкер обозначила инклюзию не как временный тренд, а как фундамент для воспитания гуманного общества. В ответ Владимир Дячок назвал инклюзивные проекты самым хрупким, но жизненно важным социальным ядром спорта. Почётные гости осветили практические вопросы, с которых начинается истинная доступность, а Владимир Дячок привел примеры системной работы – обязательный перевод на домашних матчах национальных сборных на русский жестовый язык, а также пилотный проект с тифлокомментированием через приложение для незрячих зрителей по инициативе партнёра Федерации — благотворительного фонда «Пари и побеждай».
Большое внимание было уделено инклюзивному проекту «тихий!баскетбол», который стал образцом расширения открытости и доступности спорта среди общероссийских классических федерацией. Массивный объём адаптивных практик и стремление дать каждому возможность быть вовлечённым в баскетбол получили поддержку аудитории мероприятия и высокую оценку представителей Министерства спорта России.
Руководитель программного отдела АНО «Больше чем спорт» Ирина Тарасова представила на форуме ключевые результаты проекта «Баскетбол детям России», реализуемого в партнерстве с инклюзивным проектом РФБ «тихий!баскетбол». На сегодняшний день создано 16 команд для детей с нарушением интеллекта, которые регулярно участвуют в турнирах и соревнованиях, включая детей, оставшихся без попечения родителей. Проект ставит амбициозную цель на 2026 год — вовлечь ещё 150 детей через создание 10 новых команд. Это особенно значимо на фоне статистики РосСтата, демонстрирующей, что число случаев расстройств психологического развития, куда входит РАС, выросло на 140% за последние 6 лет.
Форум подтвердил, что развитие классического спорта позволяет поделиться ресурсами и расширить возможности силами менеджеров, которые одинаково профессиональны и эмпатичны. Участники сошлись во мнении, что будущее — за тесным союзом власти, общероссийских федераций и общественных организаций, поддерживающих инклюзию на практике.