{{game.date.format('ddd, DD MMM')}} завершен
{{game.DisplayDateTimeMsk}}
{{getOnlineDesc(game)}}
  • --
  • --

Иван Едешко: «Лучший игрок? Конечно, Кондрашин!»

Пт, 09 сентября 2022 2022

Иван Едешко: «Лучший игрок? Конечно, Кондрашин!»

Пт, 09 сентября 2022

Ровно 50 лет назад сборная СССР в финале Олимпийских игр-1972 в Мюнхене одержала историческую победу над сборной США – 51:50.

Тот матч до сих пор является одной из самых ярких страниц в истории мирового баскетбола. Как минимум по двум причинам. Во-первых, советская команда прервала впечатляющую победную серию американцев. Нет, они, конечно, проигрывали – к примеру, на трех чемпионатах мира подряд (1963, 1967 и 1970). Но только не на Олимпиадах. Как стали победителями на дебютном турнире в 1936 году – так и завоевали с тех пор 7 титулов. Что примечательно, на четырех Играх кряду (1952, 1956, 1960 и 1964) вслед за сборной США финишировала команда Советского Союза. Но каждый раз уступала фавориту с двузначной разницей. Ну а победная серия американцев на Олимпиадах перед финалом Мюнхена-1972 насчитывала 63 матча.

Во-вторых, трудно вспомнить более драматичную концовку баскетбольного матча. И не только финального. Легендарные три секунды при минимальном преимуществе сборной США соперники отыграли трижды. Пока Иван Едешко чудо-пасом через всю площадку не нашел под чужим кольцом Александра Белова, который, выиграв борьбу у двух соперников, аккуратным броском от щита принес нашей команде историческую победу.

Иван Иванович огорошил сразу: юбилей-то не 9-го, а 10 сентября. И неважно, что написано во всех справочниках и других источниках информации.

- Финал начался в 10 вечера по местному времени. А это была полночь по-нашему. Во всем оказались «виноваты» американцы. Они заплатили огромные деньги, чтобы в США матч можно было посмотреть в прайм-тайм.

Предложение вспомнить легендарную игру Едешко поначалу воспринял неохотно. Но понять его можно. И довольно легко. Сколько раз в интервью он рассказывал об этих трех секундах и своей «золотой» передаче? Сотни – наверняка, а, быть может, и тысячи. Так что сделал резонное предложение: «Все это можно найти в интернете. Посмотрите, что я говорил в интервью раньше, обобщите – отличный материал получится».

Пришлось зайти с другой стороны.

- Иван Иванович, есть немало и других вопросов – не только про историческую концовку матча с американцами. Возможно, какие-то из них вам если и задавали, то очень редко.

- Интересно. Например?

- В Мюнхене сборная СССР провела 9 матчей. В каждом из 8 предыдущих вы набирали очки, но в финале – ни одного. Как же так?

- Провокационный вопрос. Такие любят задавать питерские журналисты. Что ж, дело вовсе не в том, кто сколько очков набрал, а в том, какие правильные действия совершил. Очень часто звучал один вопрос: кто стал лучшим игроком нашей сборной в финале? Практически все называли одного из трех игроков: Сергея Белова, который набрал 20 очков, Ивана Едешко, который отдал последнюю передачу, и Александра Белова, забившего победный мяч.

Но я отлично помню другой финал. На Зимних Олимпийских играх в 1980 году в решающем матче хоккейного турнира сборная Советского Союза, которая считалась безоговорочным фаворитом, проиграла команде США. После игры журналисты подошли к тренеру американцев и попросили его назвать лучшего игрока. Стали перечислять фамилии, но он только и отвечал: «Нет». «А кто?» - спрашивают. «Это Команда».

Так что количество очков каждого не так уж и важно. О полезности игрока нужно судить по его поступкам в те мгновения, которые он проводит на площадке. Но и те, кто находятся на скамейке, тоже Команда. Геннадий Вольнов в том финале сыграл всего несколько минут и ничего не забил. Но у него и задача была другая – не дать сыграть одному из лидеров американцев. Владимир Петрович Кондрашин тогда сказал: «Генка, съешь его с дерьмом, но не дай ничего забить». Вольнов в считанные мгновения успел получить 4 фола, но задание тренера выполнил.

Кондрашин фактически не совершал ошибок. Не ошибался в игроках. Я не был классическим разыгрывающим. Мог сыграть на любой позиции – и атакующего защитника, и переключиться на «большого» соперников. Но в решающий момент Владимир Петрович решил, что я нужен команде. И оказался прав.

Создать тогда такую сплоченную сборную было очень сложно – в ней играли представители сразу 6 республик Советского Союза. Почти каждая из них имела свою баскетбольную команду, а вершиной была Спартакиада народов СССР. В чемпионате страны тоже были представлены многие республики. И каждый из нас, кто оказался в сборной, в своей команде был лучшим. Каждый со своими амбициями – что Белов, что Паулаускас, что Едешко. И это настоящее искусство тренера – создать из лучших игроков единый, сплоченный коллектив. Именно правильные действия Кондрашина стали основной всей нашей большой победы.

Американцы тогда считали, что всех уберут своей защитой. И знали нашу слабость – мы почти все были праворукими. На левую руку мяч мало кто переводил. Помню, как минуты за 4 до конца финала я получил фол в нападении. Побоялся перевести мяч на другую сторону, хотя игрок встал справа. Так я в него воткнулся, и мне свистнули нарушение.

Но Кондрашин тогда предпринял несколько очень важных шагов. Мы были хорошо изучены. Американский баскетбол был, есть и будет лучшим в мире. У них потрясающе развита система соревнований. От детских, школьных, уличного баскетбола до турниров среди тех, кто уже завершил карьеру, но продолжает выступать в лигах по всему миру. Что делает Владимир Петрович в начале финала? Сажает Паулаускаса и меня, выпуская двух грузин – Коркия и Саканделидзе. А что такое грузины? Огонь, страсть, шашки наголо, вперед лезут, никого не боятся. Они такое устроили! Пару раз перехватили, убежали в отрыв – и американцы растерялись. Они просто оказались не готовы к такому повороту. И это был первый успешный шаг Кондрашина.

Второй – он постоянно использовал сильные качества каждого по максимуму. Надолго посадил Паулаускаса, Модестас злился. Но когда его, наконец, выпустили, сыграл здорово. У Кондрашина все игроки приносили пользу. Я, к слову, хоть и не забил ничего в финале, сделал 5 подборов под своим щитом.

Владимир Петрович был тренером от бога. Мог из средних игроков (а из таких фактически и была составлена вся сборная) сделать великую команду. Он мог приберечь игрока, чтобы тот потом раскрылся по полной и продемонстрировал свои лучшие качества. Это какое-то не поддающееся исследованию шестое чувство. Меня в финале он посадил минуты за три до конца. Но вернул на площадку на тот самый последний пас. Был уверен, что я смогу его отдать. Между прочим, точно такая же передача у меня получилась в составе ЦСКА на Сергея Белова. Он тогда забил в Тбилиси, и мы выиграли одно очко – у ленинградского «Спартака», который тренировал Кондрашин.

В последней нашей атаке американцы предвидели возможное развитие событий. Расставились так, как и должно было быть. Моему выбрасыванию мяча из-за лицевой линии должен был помешать высоченный Том Макмиллен с ростом 215. Он встал прямо у лицевой линии. Перекинуть его было невозможно. Решили, что я отдам мяч Паулаускасу, а он уже сделает передачу вперед. И никто не мог предугадать, что Макмиллен в последний момент отойдет к центру площадки. Ему арбитр показал, что нужно отойти – его руки были за лицевой линией. И у меня появился шанс отдать туда, прямо под щит. Сашка Белов махнул мне, я посмотрел на Кондрашина: «Саше?». Он кивнул. И тогда я запустил мяч под американское кольцо. Но это все заслуга Владимира Петровича. Недаром он в тайм-ауте сказал: «Ребята, поезд еще не ушел. Можно успеть и выиграть, и потом проиграть». И сказал это так убежденно, что мы поверили.

Так вот, про лучшего игрока финала. Считаю, что им стал именно Кондрашин. Но он бы никогда такую точку зрения не принял. Сказал бы, что победила Команда. А еще, конечно, нам на руку сыграла самоуверенность американцев. Они считали: «Да что там русские, ничего серьезного, обыграем». И в результате напоролись.

- Но того исторического финала могло и не быть, если бы сборная СССР не выиграла все 8 остальных матчей. Особенно сложными получились две предыдущие игры: с Югославией – «+7» (74:67), с Кубой в полуфинале – «+6» (67:61).

- С югославами традиционного принципиального соперничества не получилось. Даже несмотря на небольшую разницу. Они не были хорошо готовы к Олимпиаде. Перед ее началом уехали в Китай, а мы – в Армению, на высокогорье. В Поднебесной же уровень баскетбола тогда оказался не таким уж высоким.

С Кубой – да, пришлось непросто. Мы вообще с кубинцами постоянно тяжело играли. Они хоть и не входили в пятерку лучших в мире, всегда имели в составе сильных игроков, которые учились в колледжах. Да и в целом американское влияние заметно сказывалось – очень приличная сборная у кубинцев была.

- Вас же тогда далеко не сразу объявили олимпийскими чемпионами.

- После финала просидели еще часа два. Решался вопрос: отдавать ли нам победу или назначить переигровку. Отложили принятие решения до утра. Мы тогда собрались в большой комнате. Вошел наш второй тренер Сергей Григорьевич Башкин. Только и сказал: «Переигровка». И так серьезно это произнес, что мы поверили. А он после паузы добавил: «В 1976 году».

Того финала могло не быть и по другой причине – из-за теракта, в результате которого погибли представители делегации Израиля. Было очень тяжело. Прошел митинг памяти убитых, все плакали. Стоял вопрос о приостановке Олимпийских игр, но все-таки было принято решение довести их до конца.

- Какой была реакция на вашу победу над сборной США?

- Нас везде горячо приветствовали и поздравляли с победой. Мы потом и в Америку не раз ездили. Я очень люблю американский народ, но он живет своей жизнью и тогда ничего о нас не знал.

Когда в 2017 году вышел фильм «Движение вверх», я был консультантом в плане того, что было в 1972-м, какая публика, реакция того времени. Когда говорил, что такого не могло быть, мне отвечали – это же художественный фильм. И он получился невероятно успешным – не только в России, но и в Европе, других странах. Знаю, что в Китае его обязали посмотреть всем 18-летним и всем, кто служил в армии. Потому что этот фильм не только о трех секундах. Как сказал Владимир Машков, сыгравший Кондрашина, это «блокбастер чувств». В нем есть много всего – любовь к родине, патриотизм, отношения друг к другу, раскрыт характер каждого игрока.

КОММЕНТАРИИ (0)

Ответ пользователю

Отмена
Редактировать Удалить
Ответ пользователю :
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизация