{{game.date.format('ddd, DD MMM')}} завершен
{{game.DisplayDateTimeMsk}}
{{getOnlineDesc(game)}}
  • --
  • --

Ирина Сумникова: «Или сейчас, или никогда!»

Ср, 10 августа 2022 2022

Ирина Сумникова: «Или сейчас, или никогда!»

Ср, 10 августа 2022

Российская Федерация Баскетбола продолжает отмечать 30-летний юбилей исторической победы женской сборной на Олимпиаде в Барселоне.

Главный тренер Объединенной команды Евгений Яковлевич Гомельский считал разыгрывающую Ирину Сумникову своей правой рукой. И часто приговаривал: «Запомни, ты – хозяйка на площадке. Ты формируешь игру, но с тебя и особый спрос». Так что в том, что из Барселоны сборная вернулась с золотом, есть немалая ее заслуга.

- Верили перед стартом Олимпийских игр, что можете стать чемпионками?

- Мы готовились 4 года. Сделали выводы после прошлых Игр в Сеуле, где уступили американкам в полуфинале. Никто в нас не верил, кроме, наверное, тренеров и нас самих. Но Евгений Яковлевич Гомельский сказал: если выполним установку, будем играть дисциплинированно - победим.

- Поражение в стартовом матче с Кубой повлияло на настрой?

- Конечно. Настроение, скажем так, стало не очень хорошим – настраивались-то на другой результат. В Германии перед Олимпиадой выиграли у кубинок 30 очков. Но наш тренерский штаб сделал очень грамотный тактический ход. Нас не ругали, а угостили после игры испанским вином. Выпили чуть-чуть, по бокалу. Тренеры сразу дали понять: весь турнир впереди, и все в наших руках. И мы воспряли духом, появился положительный заряд – что можем играть и побеждать.

- В той игре против Кубы вы совершили 10 потерь. Когда-нибудь еще бывало такое?

- Бывало и больше – 12, даже 15. Моей основной задачей, как разыгрывающей, было отдавать результативные передачи. За потери сильно не ругали, относились с пониманием, что это трудно – отдать такой пас, после которого другой игрок спокойно наберет 2 очка. И чтобы его сделать, надо над этим хорошенько подумать.

- Зато в четырех оставшихся матчах у вас набралось всего 2 потери. Что помогло избежать большого количества ошибок?

- Свела риск к минимуму. Поняла, что у нас самая лучшая команда, и риск не приносит результата. Лучше сыграть надежно. Плюс, конечно, свои коррективы внесли тренеры. А на Олимпийских играх такого формата надо четко выполнять установку. Импровизация – это, конечно, хорошо, но уровень соперниц очень высок, важен каждый тактический ход. Смогла перестроиться и сыграть с минимальным числом потерь, но результативно для команды.

- В следующей игре с Италией вы не ошиблись ни разу и при этом сделали 6 перехватов. Настолько было велико желание реабилитироваться?

- Конечно, мы очень хотели выиграть. Поражение от Кубы – случайность на старте турнира. К тому же существовало немало проблем. Еще на сборе в Новогорске мы не знали, что точно поедем на Олимпиаду. Не было экипировки, игровой формы. Когда приехали в Барселону, потратили на это целый день. Очень неудобным было тренировочное время, плюс долго ждали автобусы. Подобное, конечно, естественный процесс на Олимпийских играх, но он добавил нервозности. В частности, в концовке матча с Кубой я не забила из-под щита. И очень хотела доказать, что приехала не зря и готова на 100 процентов.

- После того, как наша сборная финишировала в группе второй, стало ясно, что уже в полуфинале предстоит битва с США.

- Мы знали, что у американок совсем другой уровень физической подготовки. После первого тайма повели 10 очков, и нашей главной задачей было удержать это преимущество за счет защиты. Поставили «зону», но в то же время старались защищаться и лично. Меня тренерский штаб поменял – чтобы успокоилась. И в концовке нам это пригодилось.

- Чем особенно запомнился полуфинал с США?

- В перерыве после собрания, когда тренеры вышли из раздевалки, мы с девчонками сказали друг другу: «Или сейчас, или никогда!». Этот момент отложился в памяти очень хорошо. Выходили на второй тайм с самым серьезным настроем – как на последний бой, который трудный самый. Один из ключевых моментов – когда я перехватила мяч в центре и отдала результативную передачу. Мы вообще хорошо использовали быстрые отрывы и хорошо бежали – втроем с Еленой Швайбович и Светланой Заболуевой. А под щитами никому не давали проходу Наталья Засульская и Елена Худашова. Готовы были очень прилично. Когда победили американок, сразу все равно не поверили. Помню, как подбежали тренеры. Осознание этого успеха пришло позже.

- Были ли в вашей карьере более яркие победы?

- Очень запомнилась победа на чемпионате Европы-1991. В финале обыграли очень сильную Югославию с Муянович во главе. Я на том турнире получила приз лучшему защитнику.

- Можно сказать, что после такого успеха команда уже не имела права проиграть финал китаянкам?

- Мы даже не думали об этом. Знали, что выиграем. Это, конечно, самоуверенность, но перед Олимпиадой мы провели в Китае около месяца, чтобы научиться играть с азиатскими сборными. Это была тренерская задумка. Команда провела много турниров, изучая разный баскетбол – в США, Японии, Китае, Австралии. Приобрели приличный международный опыт. И четко знали: главное выполнять установку тренеров, без отсебятины. В минутном перерыве Евгений Яковлевич и Вадим Павлович Капранов улыбнулись. Сказали: «Спокойно, надо доиграть». Цена того матча была велика, но мы были уверены в себе. Настал тот момент, когда после побед появилось спокойствие, получалась командная игра. Мы чувствовали тренеров и друг друга.

- А осознание, что стали олимпийскими чемпионками, пришло сразу?

- Я потом после Игр уехала за границу. И не поняла, что мы сделали. Осознание, наверное, пришло только тогда, когда заканчивала карьеру в московском «Динамо». Да и то не сразу. Оно приходило постепенно. Сейчас, после 30 лет понимаю – мы действительно это сделали! А тогда продолжила спокойно играть дальше – как будто мы выиграли очередной международный турнир.

- Ваш старший брат Георгий Свириденко четырьмя годами ранее в составе сборной СССР стал олимпийским чемпионом по гандболу. Какими были его первые слова после вашей победы в Барселоне?

- Когда в Сеуле они уже получили золотые медали, нашей сборной еще предстоял матч за 3-е место. Команда жила на 15-м этаже, и нам не разрешали выходить перед игрой. Он мне снизу показывал: я получил золото. И это вдохновило на игру за бронзу – такие матчи тоже надо уметь играть. Казалось бы, ты уже не стал чемпионом, но важна любая медаль. Тем более на Олимпийских играх. А потом, когда в Барселоне мы завоевали золото, сказал: «Сестра, ты сделала это!». Так что у нас в семье сразу два олимпийских чемпиона.

- Общаетесь часто?

- Очень плотно. Он в Германии работает тренером, но раз в год обязательно встречаемся у мамы в Минске. Часто езжу к нему. Семейные узы очень сильные. Всегда вспоминаем наши победы и обмениваемся впечатлениями.

- С 30-летним юбилеем поздравил?

- Да, конечно. Этот день мы провели как раз у мамы на даче. Честно говоря, сейчас понимаешь, что наши победы уже где-то далеко. И хорошо, что есть дни, когда о них можно вспомнить.

Когда мы приехали в Сеул, нам разрешили пойти на открытие Олимпийских игр. Что происходит далеко не всегда – зависит от расписания. И когда все уже стояли на поле, по традиции запустили в небо голубей. Так один из них прилетел прямо к нему в руки. Спортсмены - люди суеверные. У нас есть даже фото, и мы все время вспоминаем тот случай. Счастье словно само в руки прилетело.

КОММЕНТАРИИ (0)

Ответ пользователю

Отмена
Редактировать Удалить
Ответ пользователю :
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизация