{{game.date.format('ddd, DD MMM')}} завершен
{{game.DisplayDateTimeMsk}}
{{getOnlineDesc(game)}}
  • --
  • --

Наталья Виеру: «Все соперники по «Финалу четырех» - мои бывшие клубы»

Сб, 22 декабря 2018 2018

Наталья Виеру: «Все соперники по «Финалу четырех» - мои бывшие клубы»

Сб, 22 декабря 2018

Перед стартом «Финала четырех» женского Кубка России интервью официальному сайту РФБ дала центровая УГМК и национальной сборной России Наталья Виеру – уникальная баскетболистка, успевшая за карьеру сыграть за все четыре команды, собравшиеся в эти выходные в Курске!

- Внесите ясность: как все-таки правильно пишется ваше имя?

- Через мягкий знак. В румынском языке просто нет разделения: Наталия и Наталья пишется одинаково, через i. Поэтому в загранпаспорте мое имя до сих пор пишется через i, хотя в России принято писать через y.

- В одном из интервью вы рассказывали, как учили русскому языку своих «коллег» по группе в детском саду Кишинева. Проблем потом не было? Это ведь было время расцвета национализма в бывших советских республиках.

- Да, до шести лет я ходила в русскоязычный садик, а потом начались эти проблемы, русских начали прижимать. Родители опасались, что через несколько лет и русских школ не останется. Так что чем позже я начну привыкать к новому языку, тем хуже. Перевели меня в румыноязычный детсад, но я не растерялась. Быстро нашла в буквальном смысле общий язык с новой группой. Сразу сказала воспитательнице: «Вот это умненькие ребята, я их научу русскому, они со мной, а все остальные – ваши».

- Ого! А как это вы в 6 лет определяли, «умненький» ребенок или нет?

- (Смеется.) Ну, вот как мне на мой шестилетний взгляд казалось, так и определяла. Наверное, выбирала тех, кто лучше меня понимал. Кто-то из ребят знал русский, кто-то просто понимал мои детские слова. А к вопросу о проблемах… Они начались через год, когда я пошла в румынскую школу. Тогда еще плохо знала язык.

- Румынский и молдавский - это одно и то же или все-таки есть разница?

- Это один язык. Просто в советское время его называли молдавским и использовали кириллицу. Сейчас пишут на латинице - что в Молдавии, что в Румынии. Несколько лет назад действительно было предложение вернуться к названию «молдавский язык», только какой в этом смысл? Да, в Молдавии появились какие-то заимствования из русского, но они не имеют ничего общего с чистотой и красотой языка.

- Родственники в Молдавии у вас остались?

- Только дальние - двоюродные, троюродные. Бабушек и дедушек уже нет в живых. Сначала в Москву переехал брат, он тут учился, работал. Я переехала в 15 лет. Родители оставались в Кишиневе, работали в научной лаборатории при Министерстве на хороших должностях.

- В какой области?

- Физика и математика.

- И как это дочь таких родителей попала в баскетбол? Наверняка ведь они хотели, чтобы вы пошли по их стопам.

- Да. Все время, когда в школьные годы приходила к ним на работу, они меня агитировали, смеялись: «Давай после 9 класса поступишь в институт экстерном - и к нам». Вообще я любила и физику, и математику. Говорила: «Посмотрим». Но в итоге пошла в спорт, брат стал поваром… И над нами все родственники шутили: «Точно вы какие-то не такие! Не наши». Когда в семье сплошь доктора наук, тяжело выбрать другой путь.

- Получается, в баскетбол вы пошли уже только в России?

- Да, причем начинала как раз в Курске, в ДЮБЛ. Мы два года подряд выигрывали.

- Вы довольно давно рядом со взрослой сборной, но больших побед с национальной командой пока не одерживали. Есть ощущение незавершенного дела?

- С Наташей Жедик на сборах уже смеялись над этим. Мы с ней обе пришли в сборную в 2010 году и обе пропустили 2011-й. Получается, что ЧМ-2010 стал первым крупным турниром в XXI веке, на котором сборная России осталась без медалей. Потом было золото Евробаскета-2011, которое прошло мимо нас. И все. Вот мы с Жедик и смеемся: не из-за нас ли это? Обидно, конечно. Так что пора что-нибудь нам выиграть.

Сейчас сборная отобралась на чемпионат Европы-2019, и надеюсь, что в Сербии у нас будет шанс. Но пока тяжело говорить. Летом будет полноценная подготовка, все девчонки настроены, готовы. И молодые, амбициозные, и «старички», которые давно ничего не выигрывали - все хотят биться за высокие места.

- С Олафом Ланге команда не проиграла ни одного матча в квалификации. А до этого в интервью вы не боялись высказывать непопулярное мнение, выступая за приглашение иностранного тренера в сборную. Почему?

- По-моему, в России мы варимся в своем котле. Наверное, российский тренер лучше понимает психологию игроков, русскую душу. Но раз уж на протяжении последних семи лет у команды с отечественными специалистами не получалось, я была за перемены. Может быть, кто-то из другой среды, другой школы увидит нас иначе и поможет встать на правильный путь? Это ни в коем случае не значит, что в России нет хороших тренеров. Наоборот, надо давать шанс нашим специалистам, и пусть в сборной будут русские ассистенты главного тренера, пусть они «крутятся» в обойме, учатся чему-то новому. Да, такой шанс надо давать. Но в итоге пример того же Олафа показал, что свежий взгляд полезен. Мне комфортно с ним работать. Хотя мои слова были не о нем конкретно, а вообще об иностранцах.

- До недавнего времени Ланге тренировал вас не только в сборной, но и в УГМК. Есть отличия?

- Есть. В клубе и игроки разных национальностей, и времени гораздо больше, тренировочный процесс поставлен иначе. В сборной все сжато и более интенсивно: за две недели нужно и комбинации разучить, и защиту поставить, и тактику…

- Не хочется, чтобы это прозвучало как провокация, но после ухода Ланге у вас стало лучше получаться в клубе. Как оцените нынешний сезон?

- Рано говорить. В первый сезон с Олафом мне тоже казалось, что все хорошо. Регулярно выходила на площадку в Евролиге, а в чемпионате России вообще играла помногу. Но в УГМК всегда большая конкуренция. На позиции центрового могут выйти шесть человек!

- «Финал четырех» прошлого Кубка России тоже проходил на этой же площадке, но УГМК туда не попал, проиграв в 1/4 финала «Инвенте» - здесь же, в Курске. Вернулись сюда с реваншистскими настроениями?

- Конечно, они остались с прошлого года. По сути, Кубок тогда для нас закончился, не начавшись. Сейчас хочется доказать, что та осечка была случайностью. Да и просто выиграть очередной трофей для УГМК.

- Ваш клуб часто называют сборной мира. У вас нет ощущения, что это - принижение роли российских игроков? А Кубок - как раз хорошая возможность доказать обратное?

- Это так. Поэтому еще больше желания. В любом случае, в таком клубе, как УГМК, надо всегда показывать свой максимум - неважно, играешь ты только российским составом или интернациональным.

- В полуфинале вы сыграете против «Спарты энд К», в которой начинали профессиональную карьеру. Это будет что-то особенное для вас, или с годами такие эмоции размываются?

- Я вообще поймала себя на том, что поиграла за всех участников «Финала четырех». В Курске я играла в ДЮБЛ с 16 до 18 лет, потом была «Спарта», а «Надежда» стала тем клубом, из которого я и пришла в УГМК в 2015 году. Так что все соперники - мои «бывшие»! Но каких-то особенных чувств по этому поводу нет: действительно, время проходит. Да, знакома со многими девчонками, но во всех командах составы уже сильно обновились с тех пор, когда я там играла. Поэтому для меня «Финал четырех» - это просто два матча, которые отделяют нас от первого места в Кубке.

 

Фото: fiba.com.

КОММЕНТАРИИ (0)

Ответ пользователю

Отмена
Редактировать Удалить
Ответ пользователю :
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизация